Полезно знать

Продольная устойчивость вилочного погрузчика и штабелёра

Вилочные погрузчики и штабелёры полностью безопасны при правильном использовании. Все производители тестируют их на соответствие строгим стандартам безопасности и качества. Чтобы сделать машину устойчивой к опрокидыванию, производители применяют простой принцип уравновешивания. Этот принцип легко понять, если взглянуть на детские рычажные качели.

Устойчивое равновесие доски качелей возникает, если на каждой стороне находится человек одинакового веса, и он сидит на одинаковом расстоянии от центральной точки опоры (точки поворота). Если бы человек справа (В) был тяжелее человека слева (А), равновесие бы нарушилось. Равновесие восстановится, если более лёгкий человек (А), сядет дальше от центра.

В случае с вилочным погрузчиком или штабелёром гидравлическим принцип уравновешивания точно такой же. Как показано на картинке, центр тяжести перевозимого груза (B) находится близко от точки опоры – передних колёс, а центр тяжести противовеса (A) расположен на большем расстоянии. Таким образом, противовес немного перевешивает груз, чтобы устойчивость вилочного погрузчика была с некоторым запасом, что важно для безопасности. Однако запас устойчивости мал и об этом оператор должен всегда помнить.

Важнейшей точкой в этой системе является центр тяжести груза (B) – его значение для конкретной машины должен знать каждый оператор. Оно указано в техпаспорте и на информационной табличке вилочного погрузчика и штабелёра. Центр тяжести находится посредине вил относительно их длины и равен 500 мм. Любой груз должен плотно опираться об опорную решётку позади вил, потому что если он отдалится от центра опоры (передних колёс), то он может перевесить и машина опрокинется.

Вот полный список причин нарушения продольной устойчивости вилочных погрузчиков и штабелёров:

груз не прилегает к опорной решётке вил (как в примере выше);

перегрузка машины – важно не превышать грузоподъёмность, указанную на информационной табличке и в техпаспорте;

подъём и перевозка на вилочном погрузчике или штабелёре слишком длинных грузов;

наклон мачты вперед, когда груз взят или поднимается;

наезд на препятствие на высокой скорости или резкое торможение;

неправильный спуск или подъём по наклонным поверхностям.

Помимо опрокидывания вперед, возможно опрокидывание в стороны, но это уже нарушение не продольной, а боковой устойчивости, о которой речь пойдёт в другой статье.